mishemplushem

Category:

Языки самостоятельно (8). Кто виноват и что делать.

В самостоятельном изучении языка наступает такой момент, когда опускаются руки. Начали было с таким азартом, всё двигалось, а потом раз – и скисло.

Всё не то, всё не так. Топчемся на месте, носим воду решетом. И учебник бестолковый, и приложения какие-то бессмысленные, и видеоуроки в одно ухо влетают, в другое вылетают, и слова уже все позабыли, какие успели выучить.

https://himmapaan.wordpress.com/2013/04/11/the-cat-that-walked-by-himself/
https://himmapaan.wordpress.com/2013/04/11/the-cat-that-walked-by-himself/

Кто виноват?

Я не собираюсь произносить мотивационную речь: дескать, сами виноваты, надо приналечь, рассосется, вперед к сияющим вершинам, путешествие в тысячу ли. Ничего подобного я говорить не стану, потому что дело обстоит именно так: виноват учебник, приложения, тренажеры, видео и прочие учебные материалы и пособия.

Что не так с учебником

Начнем с того, что приоритеты там бывают расставлены странно. Например, большинство известных мне учебников начинаются с так называемых «формул приветствия» и «знакомства», и тут авторам нет никакого удержу. Мы еще не знаем ровным счетом ничего, а на нас обрушивают тучу устойчивых словосочетаний, стоящих на неизвестной грамматике и изобилующих незнакомыми словами.

Особо увлекающиеся авторы любят снабдить этот сюжет также идиомами (сколько лет, сколько зим!), а также подчеркнуть важность соблюдения речевого этикета, тем самым заведя в глухие дебри читателя, которому бы «я» от «ты» сначала научиться отличать. 

Я знаю людей, которые из-за этого навсегда застряли на первом уроке: помусолили да бросили в тоске. Или, совершив титаническое усилие, затвердили пятнадцать непонятных фраз, пошли дальше – а там, еле разобравшись с мальчиком-девочкой, я-ты, столом и стулом, на них обрушивают местные обычаи, праздники и события культурной жизни. С Новым годом! С Праздником первого снопа! Местные футбольные клубы, национальные блюда, курортные побережья и горные цепи. 

Это популярное среди авторов заблуждение: немедленно приступить к так называемому лингвострановедению. У учебника вообще сложная задача: он пытается объять необъятное и теряет берега. И мы вместе с ним.

Если все-таки здравый смысл у нас возобладал, то есть мы проявили разумный пофигизм (один из базовых принципов!) и замели праздник первого снопа под ковер, дальше мы надеемся получить хорошо структурированную грамматику.

Бывает, мы ее получаем. В общем случае, однако, авторы входят в раж и забивают на приоритеты, стремясь изложить грамматику не в порядке удобоваримого усвоения, а «по темам», сваливая в одну кучу нужное сейчас, нужное потом и нужное когда-нибудь в отдаленном будущем.   

По-хорошему, учебник должен быть организован теми самыми «кругами», о которых речь шла здесь. Сначала – всё простое, регулярное по основным грамматическим темам, на следующем круге – та же грамматика с добавлением новых склонений-спряжений-исключений, и еще раз всё по новой, с добавлением хитростей-тонкостей и опять же исключений. И всё это должно прочно стоять на упражнениях, когда грамматика накладывается на базовую лексику из одной-другой-двадцатой-сороковой темы. 

Лексике при этом подобает а) быть подобранной так, чтобы не выходить (склонением или спряжением) за пределы уже усвоенной грамматики, б) оставаться базовой. Но соблазн разделаться сразу со всей «темой», чтобы не только пальто и шляпа, но также и бантики, оборки, двубортный пиджак, босоножки и застежка-липучка оказались в одной несметной куче, - соблазн этот настолько велик, что учебник сплошь и рядом превращается в филиал словаря.

Друзья мои, учебник – это не словарь и не грамматический справочник. Он косит под них исключительно потому, что так ему проще жить, и сбивает нас с панталыку. Его настоящая задача – не дать «по темам» грамматику и лексику в их полноте, а структурировать материал доступным для нас образом, пошагово. Если он ее не выполняет – мы имеем полное моральное право его хулить и проклинать.

Продравшись сквозь варежки и стопятьсот исключений (родительный падеж от слова «кочерга» во множественном числе), мы все-таки спасаемся упражнениями. Слышен облегченный вздох: тут-то уж очевидно, что мы делаем нечто полезное.

Так. Стоп. Вот в этом месте мне нужно ваше полное внимание.

Предположим даже, что мы нашли вменяемый учебник, в котором все структурировано кругами, а на кругах разложено по полочкам. И вот мы с удовольствием делаем упражнения, упиваясь тем, как легко и весело они идут.

Приписать нужное окончание? Легко! Выбрать из двух вариантов, данных в скобках, один правильный? Еще легче! Составить попарно, нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть? Перевести текст и ответить по нему на вопросы (по образцу)? Да раз плюнуть.

Раз плюнули, два плюнули, и вот результат: мы научились выбирать из двух и приписывать нужное окончание. Базовый принцип: каждое действие имеет своим результатом то, на что оно направлено. А языком-то, языком мы когда уже овладеем?

Через голые упражнения по учебнику мы не овладеем им никогда

Упражнения даются для того, чтобы мы поняли, как применять грамматическое правило. Чтобы мы еще раз вникли, до конца разобрались. И вот мы уже разобрались, а упражнения еще не кончились, мы их делаем и у нас возникает иллюзия, что кроме вникания происходит что-то еще. А оно не происходит. Мы остаемся на уровне «понять». К уровню «овладеть» это нас не приближает, нужен тренажер. А учебник - это не только не словарь и не справочник. Он и не тренажер тоже. 

Итак: пока мы целиком полагаемся на учебник, мы будем оставаться в лучшем случае на уровне понимания, от которого один шаг к забвению и отчаянию.

Что не так с прочими источниками

Про тренажеры уже рассказывал на примере Duolingo. Вкратце: в грамматику надо вникать самостоятельно, приоритеты расставлены не самым удачным образом, не все языки представлены адекватно, приложение – зло (только браузерная версия на что-то годится).

Многочисленные приложения, которые заключаются в клацаньи по картинкам и табличкам, совсем ни о чем (это, надеюсь, моим читателям уже очевидно).

Видеоуроки (аудиокурсы) содержат все изъяны учебника, а также дополнительные факторы раздражения (скверная музыка, противный голос, неправильный темп) и основной порок: это пассивная форма обучения, где от нас требуется минимум соучастия. Иногда предлагается поставить на паузу и что-то такое проделать с бумажкой и ручкой, но в силу самой природы видео (аудио) эти казусы так редки и неуместны, что их можно не учитывать. Устные упражнения («повторяйте за мной», «а теперь скажите…») требуют запредельного самоконтроля и как правило не увенчиваются запоминанием, если только не гонять видео-аудио по кругу до полного опупения. 

Что делать

Ясно представить себе две вещи.

Первая - необходимость работы с триумвиратом: учебник – справочник – тренажер. (Если вам удобнее учебник в аудио- или видео-формате, принцип тот же самый).

Каждый из них выполняет свою функцию. По учебнику мы последовательно разбираемся, как устроен язык. На тренажере мы вырабатываем навыки употребления того, что уяснили из учебника, причем делаем это активно. В грамматический справочник – и его филиалы, языковые форумы - мы лазаем за подтверждением наших смутных подозрений и получением конкретной информации по любому нагрянувшему вопросу. 

А что это за вопросы вдруг должны нагрянуть? А вот что.

Вторая важная вещь – наша постоянная, систематическая, ежедневная самостоятельная работа. Всё, что мы делали по учебнику (и даже на тренажере!) помогло нам лишь поместить грамматику и слова извне в голову. Но мы с вами знаем, что главное – это насобачиться выводить всё это из головы на язык. Для этого мы находимся в постоянном режиме диалога сами с собой, мы непрерывно тренируем всё, что успели почерпнуть. И это мы делаем сами, тут нам никто не поможет, и самый хороший учебник за нас этого не сделает: это наша голова и наш речевой аппарат. 

Мы не можем ни на кого полагаться. Мы должны взять процесс обучения в свои руки, сами его слепить из пособий и палок и постоянно активизировать, пробалтывая всё, что видим и всё, что приходит в голову. Вот тут-то нам и придется время от времени нырять в справочник (словарь, гугл).

Главное – всё это делать параллельно, не запуская ни одной составляющей. И, товарищи! Скажу по секрету, не так уж и важно, хороши наши учебники-тренажеры или плохи. Возможно, придется насобачиться самим следить за связностью грамматического контента и расставлять приоритеты, а также отфильтровывать росомах и кинуски, но и это не помеха, если мы сохраняем здравый смысл и применяем логику.

Не бойтесь ничего. Не бойтесь выучить «лишнее» – всё так или иначе пригодится. Не бойтесь выучить «не то», «устаревшее», «неправильное» - успеете поправить, дело наживное. Есть куча смешных фобий, мы еще поговорим о них отдельно. 

Сейчас нам важно понять, что язык – это сфера исключительно нашей ответственности, и милостей от пособий мы ждать не можем, взять их оттуда – наша задача. Взять именно то, что они могут дать, не требовать того, чего они дать не могут, и не надеяться на то, что какое-то из них вдруг даст Всё, Что Нужно.

Только сами, только непрерывно. Вот тогда всё пойдет в дело! И вспомогательные занятия – по картинкам клацать, на сайтах выбирать из multiple choice, видео вполглаза поглядывать… И важные вещи: книжки читать, фильмы смотреть, песни петь. Про песни расскажу уже в следующий раз, а про фильмы, фобии и подробнее о принципе непрерывности – в дальнейших постах.

Ранее по теме: 

Языки самостоятельно, по тэгу luminaverborum

Учу финский! по тэгу lyhty

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →